Владимир Емельянович Максимов (1930 – 1995 гг.)

27 ноября исполнилось бы 80 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, публициста, переводчика, общественного деятеля, создателя и почти до конца своей жизни (до 1992 года) главного редактора крупнейшего на Западе русскоязычного общественно-политического и религиозного журнала «Континент», председателя «Интернационала Сопротивления» Владимира Емельяновича Максимова.

Сотрудникам Литературного музея Кубани посчастливилось быть знакомыми, переписываться и встречаться со знаменитым писателем, восхождение которого на литературный олимп началось в начале 1950-х годов на Кубани. Поэтому мы расскажем нашим читателям подробнее об его удивительной судьбе.

Владимир Емельянович Максимов (настоящее имя – Лев Алексеевич Самсонов) родился 27 ноября 1930 года в Москве в семье репрессированного пролетария, происходившего из крестьянской среды. Он погиб на фронте в 1941 году. Окончив четыре класса школы, будущий писатель сменил фамилию и ушел из дома, поклявшись при этом или вернуться домой знаменитостью, или же никогда не возвращаться. Скитался по стране, воспитывался в детских домах и колониях для малолетних преступников, откуда постоянно сбегал в Сибирь, Среднюю Азию, Закавказье. Прошел почти всю страну – от крайнего севера до крайнего юга. Был осуждён за бродяжничество и провёл несколько лет в лагерях и ссылке. После досрочного освобождения по состоянию здоровья, благодаря счастливой случайности, Владимир Максимов был направлен в школу фабрично-заводского обучения в Москву учиться на каменщика. Работал на стройках в Москве, Туле, Красноярске, рабочим экспедиции на Таймыре, директором клуба речников в Игарке, был судовым матросом на Енисее. В 1951 году после многих скитаний и мытарств судьба забросила его на Кубань. Жил в станицах Пластуновской, Динской и Краснодаре. Здесь его произведения впервые были опубликованы в газетах. Среди людей, с которыми Владимир Максимов наиболее близко общался в Краснодаре в то время, были писатели Василий Попов, Виктор Логинов, Юрий Абдашев, Виталий Бакалдин, Адриан Руммер (Иванников), журналистка Ляля Творогова, актер Георгий Завалов, руководитель самодеятельности Сергей Ольгин, художник Борис Есьман. Но надежды Максимова, связанные с Краснодаром, не оправдались. Накануне хрущевской оттепели он вступил в конфликт с одним официальным идеологом, ему перекрыли дороги к публикациям, и он вынужден был в 1954 году уехать в Черкесск. Здесь в 1956 году вышла в свет его первая книга стихов «Поколение на часах», которая не имела успеха. Чтобы продолжать самообразование, Максимов Владимир в этом же году переехал в Москву. Занимался литературной поденщиной, писал статьи и очерки для газет и журналов, переводил стихи поэтов из союзных республик.

Первое значимое произведение В. Е. Максимова «Мы обживаем землю» было издано в 1961 году в альманахе «Тарусские страницы». В это же время в другом литературном журнале «Октябрь» появилась его повесть «Жив человек». Эти произведения высоко оценили К. Паустовский и А. Твардовский. В 1963 году он был принят в Союз писателей СССР. В 1967–1968 годах был членом редколлегии журнала «Октябрь».

Владимир Максимов, как и многие герои его произведений, был оппозиционно настроен к происходящему вокруг, плохо вписывался в советскую действительность. Особенно ярко это стало проявляться в начале 1970-х годов. Тексты его произведений стали расходились в самиздате, два его романа «Карантин» и «Семь дней творения» были опубликованы за рубежом. Эти публикации привели к окончательному разрыву автора с властями. В 1973 году он был исключен из Союза писателей СССР, на следующий год с семьей покинул страну, а в 1975-м лишен советского гражданства.

Последним большим произведением писателя, созданным перед вынужденным отъездом из страны, стал автобиографический роман «Прощание из ниоткуда», в котором описан, в том числе, и краснодарский период его жизни.

Самой масштабной работой Максимова во Франции было основание и выпуск журнала «Континент», который рассказывал о проблемах России из-за рубежа. Во многом это был литературный журнал, в котором публиковались новинки современной прозы и поэзии и общественно значимые тексты, которые стимулировали социум к активной гражданской позиции. В эмиграции писатель также создал целый ряд романов «Ковчег для незваных» (1978), «Чаша ярости» – 2-я часть дилогии «Прощание из ниоткуда» (1981), «Заглянуть в бездну» (1985), «Кочевание до смерти» (1994), пьесы «Кто боится Рэя Бредбери?» (1988), «Берлин на исходе ночи», «Там, вдали за рекой…» (обе –1991), «Где тебя ждут, ангел?» (1993).

В 1990-е Владимир Емельянович неоднократно посещал Россию, его резко критическая настроенность и оценка современной отечественной жизни осложняли его положение на родине. В 1992 году писатель посетил Краснодар по приглашению Литературного музея Кубани, где состоялась его встреча с друзьями молодости.
На протяжении последних полутора лет Владимир Максимов был постоянным автором «Правды». Противники писателя усмотрели в этом проявление беспринципности, идейную капитуляцию человека, известного своей антикоммунистической позицией. Но Максимов, не отступая от главного в своих взглядах и творчестве, был подлинно патриотичен. Его резко полемичная по духу и тону публицистика последних лет посвящена защите интересов России и русского народа.

Выдающийся писатель, публицист, редактор, общественный деятель ушел из жизни в Париже 26 марта 1995 года. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

На новой выставке Литературного музея Кубани «За строкой автографа», которая начинает свою работу в день рождения Владимира Максимова, посетители смогут увидеть две его книги с дарственными надписями музею: «Звезда адмирала Колчака» и «В литературном зеркале».