«Самая большая должность – Человек»

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения человека, изменившего театральный мир Краснодара, а может быть и края, сделавшего драматическую игру на сцене не просто зрелищем, картинкой, но настоящим искусством – искусством с большой буквы. Имя ему Михаил Алексеевич Куликовский (1906 – 1996).

Миша Куликов родился 15 ноября 1906 г. в семье рабочего типографии в Санкт-Петербурге. Его детство и юность прошла в революционном Петрограде. О сцене молодой Михаил Куликов не помышлял. Для него в то время было большой удачей поступление в «техноложку» – Петроградский технологический институт. Но «его величество случай» и в этот раз решил судьбу будущего артиста. Проезжая на трамвае мимо знаменитого Александринского театра, он увидел объявление о наборе в студию. Первый этап конкурса он прошел, но как потом вспоминал, выступал настолько слабо, что был уверен в провале. Однако его допустили до следующих этапов конкурса, которые он прошел и стал студийцем на курсе актера Юрия Юрьева.

Так незамысловато и начался театральный путь Михаила Куликовского – в компании студийцев под руководством знаменитых корифеев театрального мира – Ю. М. Юрьева, Н. В. Петрова, К. П. Хохлова. Главным своим учителем и другом он называл Сергея Николаевича Нерадовского. Вот, что писал о нем Михаил Алексеевич: «Он не был знаменитым, и в истории театра, наверное, для него не найдется места. Но сколько места принадлежит ему в моей судьбе!». «…», «это был тот прекрасный случай, когда воспитатель воспитывает примером собственной жизни».

В 1925 г. Михаил Алексеевич окончил студию и его закрутила скитальческая жизнь артиста. Куда, куда не забрасывала его судьба – Ленинград, Петрозаводск, Шахты, Таганрог, Симферополь, Оренбург, Курск, Казань, Иркутск. Он играл во многих пьесах тогдашнего репертуара: Вронского в «Анне Карениной», Мешема в «Стакане воды», Хлестаква в «Ревизоре», Федора Протасова в «Живом трупе», царя Федора в «Царе Федоре Иоанновиче» – практически весь классический репертуар, наследником которого он был. Но в историю отечественного театра Михаил Куликовский вошел как один из лучших исполнителей роли Арбенина в лермонтовском «Маскараде». Это была самая значимая и сильная его роль. Его Арбенин – обманутый ребенок, добрый и открытый человек, обманутый не Ниной, а судьбой, роком в лице таинственного Неизвестного. Геометрально противоположенное от принятого, привычного прочтения роли, которое в исполнении Куликовского оказалось удивительно органично, ново и человечно. Тогда же он сменил простую фамилию на театральный псевдоним – Куликовский.

После многих лет странствий Михаил Алексеевич оказался на Кубани и с 1959 по 1984 гг. был главным режиссером Краснодарского краевого театра драмы им. Максима Горького. За эти годы Михаилом Куликовским было осуществлено около 60 постановок: «Разлом» Лавренева, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Шит и меч» Кожевникова, «Миллионерша» Шоу, «Васса Железнова» Горького, «Безумный день или женитьба Фигаро» Бомарше и многие другие, но главной был, конечно, «Маскарад» Лермонтова. Помимо этого, именно Куликовский впервые на советской сцене поставил пьесу «Фауст» по одноименному произведению И. Гетте.

В эти-то годы именно Михаил Куликовский с плеядой молодых артистов театра определял, что называется «пульс» времени, направление деятельности и задал высокую творческую планку культуры драматической сцены. Ставя собственные спектакли Михаил Алексеевич пристально следил за творческой жизнью других театров, регулярно бывал на премьерах в Майкопе, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Армавире, Геленджике, Грозном, Владикавказе.

За свой многолетний труд Михаил Алексеевич Куликовский был награжден званием народного артиста СССР, орденами им. В.  И. Ленина и Трудового Красного Знамени за постановку «Фауста» был удостоен Государственной премии в области литературы и искусства и… овациями, овациями без конца на протяжении двадцати пяти лет.

… И так до последних дней жизни. Даже когда Михаил Куликовский оставил работу в театре он продолжал жить его интересами и надеждами, беспрестанно повторяя: «самая большая должность на земле – должность Человека». Знаменитый режиссер умел находить «человека» в артисте и видеть «человека» в зрителе. И увы, не дожил совсем немного до своего девяностолетия…

О Михаиле Алексеевиче, театре его времени, артистах и соратниках Софией Ивановной Малаховой написана книга «Театр эпохи Куликовского», вышедшая в Краснодаре в издательстве «Традиция» (2017 г.).

В фондах Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника хранится комплекс предметов М. А. Куликовского, включающий в себя фотографии, рукописи, письма, автографы и личные вещи режиссера.