Путь с песней Надежды Плевицкой

 

Все мы любим истории о Золушке – бедной девушке из нищеты и безвестности, дошедшей до вершин мировой славы. Таких историй немало. В очередной раз она повторилась в судьбе певицы Надежды Васильевны Плевицкой, которой 26 сентября этого года исполняется 136 лет со дня рождения и 5 октября 80 лет со дня смерти. Этим двум датам посвящены две публикации [Дата рождения и смерти Н. В. Плевицкой даются по данным, приведенным в очерке внучки певицы И. Е. Ракши «Шкатулка с секретом»].

В своей книге воспоминаний «Дежкин карагод» она пишет: «Русская песня – простор русских небес, тоска степей, удаль ветра. Русская песня не знает рабства. Заставьте русскую душу излагать свои чувства по четвертям, когда ей удержу нет. И нет такого музыканта, который мог бы записать музыку русской души; нотной бумаги, нотных знаков не хватит». Именно русской песне, ее широте и простору служила Надежда Васильевна Плевицкая, пройдя путь от крестьянской девочки до «знаменитой исполнительницы народных песен».

Надежда Плевицкая родилась в селе Винниково Курской губернии. Ее семья бедная крестьянская семья не могла дать ей достойного образования, как и гарантировать безбедную счастливую жизнь. Будущая певица окончила три класса сельской школы, научившись азам чтения, письма и счета. Затем, ища справедливости, ушла в женский монастырь. Поняв, что и там нет желаемого, сбежала.

После побега из монастыря Надежда Плевицкая попала в театр-балаган Заикина, что гастролировал в Курске. Это была первая встреча юной артистки со сценой. Однако мать нашла ее и увезла обратно в деревню. Впоследствии Н. В. Плевицкая отправилась на заработки в Киев, где нанималась на разную грязную работу. Затем юная Надя, не оставив надежд снова выступать на сцене, входит в состав русского хора Л. Б. Липкина. Через некоторое время Плевицкая переходит на сцену местного кафешантана – обычный путь певицы без имени и покровителей. Вспоминая об этом времени в своей книге «Мой путь с песней», певица писала: «Я не могу защищать увеселительных мест – там много зла. «…» Кабак – что и говорить, скользкий путь, круты повороты, крепко держись, а не то, смотри, – упадешь». Она не сорвалась, а продолжила путь.

В 1909 году Надежда Плевицкая выступала на Нижегородской ярмарке, увеселяя завсегдатаев торговых павильонов. Как всегда, это был многочасовое представление различных эстрадных номеров – песен и танцев, дрессированных собачек и велосипедистов. Последним номером, когда время приближалось к первому часу ночи, была объявлена народная песня. И все бы было хорошо, если бы это была разудалая «Ухарь купец» или «Ну, быстрее летите кони», но Плевицкая вышла с «Тихо тащится лошадка» – песня не просто грустная, но страшная. Замолкли голоса. Нет стука ножей и вилок. Произошло то, что принято называть «чудом искусства» – силой песни! Плевицкая покорила самую трудную публику.

 

По прошествии некоторого времени на этой же ярмарке Надежду Плевицкую встретил знаменитый оперный певец Леонид Витальевич Собинов и уговорил ее выступить с ним, Николаем Николаевичем Фигнером и другими артистами на благотворительном концерте. Певица долго отказывалась (страшно стоять на одной сцене с корифеями, покорившими «La Scala»), но все же согласилась. Л. В. Собинов был в восторге, Н. Н. Фигнер доволен, публика, хоть и испытывала недоумение, но, оценив хороший голос и сдержанную исполнительскую манеру молодой артистки, охотно аплодировала ей, а злые языки шептались… как всегда.

С выступления на этой ярмарке можно отсчитывать полноценный творческий путь певицы на большую сцену.

 

Надежда Плевицкая — Наша улица — зеленые поля

 

 

Надежда Плевицкая — Тихо тащится лошадка

 

 

 

 

#ЛитературныймузейКубани