Памяти Н. С. Гумилёва (1886 – 1921 гг.)

 

Ни шороха полночных

далей,

Ни песен, что певала

мать, –

Мы никогда не понимали

Того, что стоило понять.

И, символ горнего

величья,

Как некий благостный завет, –

Высокое косноязычье

Тебе даруется, поэт.

«Восьмистишие»

 

 

3 апреля 1886 года (15 апреля по новому стилю) родился Николай Степанович Гумилёв – известный русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик. Прожив всего 35 лет, он был расстрелян в 1921 году по подозрению в участии в заговоре. За свою короткую жизнь Николаю Гумилёву удалось написать множество произведений, которые стали классикой русской литературы. Более полувека имя поэта было под запретом, книги его были изъяты из библиотек, но стихи Гумилёва проникали из одного десятилетия в другое и через колючие проволоки, и сквозь глухую стену молчания.

Николай Степанович Гумилёв родился в Кронштадте в семье военного врача. В детстве он часто болел и вообще был физически слабым ребенком. Но, несмотря на это, он всегда стремился верховодить и претендовал на роль вождя, в раннем возрасте начал писать стихи, проявляя недюжинные литературные способности. По воспоминаниям Анны Ахматовой, свое первое четверостишие Коля написал в шесть лет. Первым учебным заведением, где учился Гумилёв, была Царкосельская гимназия, однако из-за частых болезней он проучился в ней всего пару месяцев. Через некоторое время семья Гумилёвых переехала в Тифлис, где в газете «Тифлисский листок» в 1902 году было опубликовано его стихотворение «Я в лес бежал от городов…». В 1903 году Гумилёвы возвратилась в Царское Село, где Николай продолжил учебу в гимназии, именно там он и познакомился со своей будущей женой Анной Горенко (Ахматовой). Ещё будучи гимназистом, на деньги родителей Гумилёв издал свой первый поэтический сборник «Путь конквистадоров». Он не имел успеха у читателей, но положительно был оценен литературными критиками, в частности В. Я. Брюсовым, которого Гумилев считал своим учителем в поэзии.

Окончив обучение, в 1906 году Николай уехал в Париж, где посещал лекции по французской литературе в Сорбонне, изучал живопись, много путешествовал (по Италии и Франции), познакомился со многими французскими и русскими литераторами, в частности, Д. Мережковским, З. Гиппиус, А. Белым, Е. Дмитриевой и другими. В Париже Гумилёв недолго издавал журнал «Сириус». Интересен факт, что именно в этом журнале Анна Ахматова опубликовала свои первые стихотворения. В апреле 1907 года он ненадолго вернулся в Россию, а в июле отправился в свое первое путешествие, побывал в восточной части Средиземного моря (в Сирии, Палестине, Ливане, Турции), а потом снова вернулся во Францию. Есть версия, что именно тогда Гумилёв впервые побывал в Африке.

В 1908 году вышел в свет второй сборник поэта «Романтические стихи», большая часть произведений из которого была посвящена Анне Ахматовой. На деньги, полученные за сборник, Николай Степанович отправился во второе путешествие (Турция, Греция, Египет).

Николай Гумилёв – один из крупнейших исследователей Африки, которая привлекала его еще с детства. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привез в музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге (Кунсткамера) богатейшую коллекцию.

Вместе с Сергеем Маковским Николай Гумилёв организовал иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы «Аполлон», в котором заведовал литературно-критическим отделом, печатал свои знаменитые «Письма о русской поэзии».

В 1910 году вышел в свет сборник поэта «Жемчуга», в который вошла поэма «Капитаны», одно из известнейших его произведений. 25 апреля 1910 года Николай Гумилёв обвенчался с Анной Андреевной Горенко (Ахматовой). 1 октября 1912 года родился их сын Лев.

В 1911 году при активнейшем участии Гумилёва был основан «Цех поэтов», в который, кроме него, входили Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий, Елизавета Кузьмина-Караваева и др. В 1912 году Гумилёв заявил о появлении нового художественного течения – акмеизма, в которое оказались вовлечены члены «Цеха поэтов». В том же году акмеисты открыли собственное издательство «Гиперборей» и одноимённый журнал.

В 1913 году Гумилёв по согласованию с Академией наук совершил второе путешествие в Абиссинию, во время которого он вел африканский дневник. Когда началась Первая мировая война, поэт добровольцем ушел на фронт, был зачислен вольноопределяющимся в Лейб-Гвардии Уланский Её Величества полк. За храбрость был награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1916 году вышел его сборник стихов «Колчан», в который вошли стихи на военную тему.

До 1918 года поэт был на фронте. В 1918–1920 годах Гумилёв читал лекции о поэтическом творчестве в Институте живого слова. После учреждения в 1920 году Петроградского отдела Всероссийского Союза поэтов Николай Степанович был даже избран его председателем. С весны 1921 года поэт руководил студией «Звучащая раковина», где делился опытом и знаниями с молодыми поэтами, читал лекции о поэтике.

Последним сборником в биографии Гумилёва стал «Огненный столп». По мнению многих эта книга стала вершиной его творчества, однако увидеть свою лучшую книгу напечатанной ему уже было не суждено.

Живя в Советской России, Гумилёв не скрывал своих религиозных и политических взглядов – он открыто крестился на храмы, заявлял о своих воззрениях. Так, на одном из поэтических вечеров он на вопрос из зала — «каковы ваши политические убеждения?» ответил – «я убеждённый монархист».

3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был казнён. 24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «заговора» (всего 61 человек), опубликованное 1 сентября с указанием, что приговор уже приведён в исполнение. Гумилёв и ещё 56 осуждённых, как установлено в 2014 году, были расстреляны в ночь на 26 августа. Так преждевременно был погублен один из самых значительных поэтов ХХ века, чье творчество оказало влияние на дальнейшее развитие всей русской литературы. Спустя полвека началось его возращение к читателям, и пусть его яркие, мятежные, самобытные стихи найдут новых своих читателей.