Оперетта «Черноморцы»

1 октября отмечался Международный день музыки. Сегодня Литературный музей Кубани хочет поделиться историей создания оперетты «Черноморцы», поставленной по мотивам доработанной музыкально-драматической пьесы Якова Герасимовича Кухаренко «Черноморский побыт на Кубани».

Одним из первых крупных литературных произведений Я. Г. Кухаренко была драма «Черноморский побыт». Музыкальная драма Кухаренко была закончена в 1836 г. Долгие годы она оставалась неопубликованной. Только в 1861 г. в двух номерах регулярного украинского журнала «Основа» (выходил в Санкт-Петербурге) драма увидела свет.

Первая постановка оперетты состоялась в Екатеринодаре в 1839 г. Об этом свидетельствует собственноручная запись самого автора на титульном листе: «Играна в Екатеринодаре в 1839 году». В первый раз постановка шла без какого-либо цензурного разрешения, силами местных энтузиастов-любителей. Есть слабо подтвержденные сведения о последующей постановке оперетты во Львове (считается неудавшейся) и в Стрие (город на территории Украины в Львовской области).

По-настоящему пьеса Кухаренко вошла в репертуар украинских театров после того, как в 1872 г. ее положил на музыку основатель классической украинской оперы Николай Лысенко на либретто Михаила Старицкого. Целесообразность переделки была продиктована тем, что в авторской редакции действие несколько затянуто и малосценично. Другая причина – политическая: ставить новые пьесы малороссийским труппам одно время было запрещено; артисты и режиссеры стали переделывать пьесы старые, полузабытые, тем самым давая им новую жизнь.

Премьерный показ «для немногих» состоялся в 1872 г. на сцене театра любителей сценического искусства в киевском дворце Линдфорсов. А широкая публика смогла познакомится с героями произведения Кухаренко – Старицкого – Лысенко в 1875 г. в специально арендованном «Китайском зале» киевской биржи на Подоле. После обновления пьеса-оперетта под названием «Черноморцы» выдержала сотни постановок.

В дальнейшем оперетту ставили ежегодно многие прославленные труппы своего времени: М. Кропивницкого, М. Старицкого, А. Саксаганского, на Кубани В. Потапенко и другие. Оперетта шла в театрах Екатеринодара, Харькова, Тифлиса, Киева, Москвы и Петербурга. 20 апреля 1894 г. в Екатеринодаре начала гастроли малоросская труппа под руководством А. К. Саксаганского, который снял Летний театр Колосова на весь летний сезон. В репертуаре труппы среди драм и трагедий, опер и оперетт малоросского репертуара значилась оперетта Я. Г. Кухаренко «Черноморцы».

Среди многих имен артистов, исполнявших главные партии и на долгие годы, запомнившиеся зрителю, были: К. Ванченко-Писанецкий, Мих. Кропивницкий, Е. Боярская, М. Садовский, Е. Зарницкая, но первенство было за Марией Константиновной Заньковецкой – «украинской Комиссаржевской», как ее называли современники. Она прославилась в роли разбитной и находчивой Цвиркунки.

 

«Черноморцев» пытались ставить и в советское время. Но цензура снова и снова вычеркивала ее из репертуара. Опять в искусство вмешивалась политика – зачем напоминать кубанцам кто автор пьесы и каково их прославленное прошлое. В завершении оперетты звучал гимн войску, в котором подчеркивались украинские корни первых черноморских поселенцев.

В фондах Краснодарского историко-краеведческого музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына хранятся: издание драмы Я. Г. Кухаренко «Черноморский побыт», отпечатанное в Киеве в 1885 г., подаренное музею Л. Г. Орел – вдовой известного краеведа и журналиста В. Н. Орла, и либретто оперетты, изданное в советские годы, переданное музею музыковедом, преподавателем Краснодарского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова А. А. Слеповым, а также несколько дореволюционных и советских фотографий артистов, участвовавших в постановке оперетты в различных городах России. Эти предметы, помимо мемориальных вещей Я. Г. Кухаренко и его семьи, являются одними из самых ценных в коллекции музея.