Образ Владимира Ленского в трактовке Леонида Собинова (опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин»)

В творчестве великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина роман в стихах «Евгений Онегин» является главнейшим. Трудно переоценить влияние этого произведения на умы современников и значение для потомков. Им восторгались писатели собственно «пушкинского круга» и литераторы иных направлений и эпох. Роман «Евгений Онегин» был восторженно принят современниками и литературной критикой тех лет, включая имена таких бесспорных авторитетов, как Виссарион Белинский и Василий Жуковский.

В. Белинский дал краткую и емкую характеристику произведения А. С. Пушкина: «Роман «Евгений Онегин» – это энциклопедия русской жизни». В романе обрисована та жизнь русского дворянства и высшего сословия, к которому принадлежал сам Александр Сергеевич и его современники литераторы.

Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина создавался несколько лет, начиная с весны 1823 года до сентября 1830 года. В итоге, по словам автора, работа над романом длилась 7 лет 4 месяца 17 дней. Отдельной книгой «Евгений Онегин» вышел в свет в 1833 году. Через 49 лет после написания он получил свое сценическое воплощение.

В мае 1877 года Петр Ильич Чайковский начал писать оперу на сюжет пушкинского романа. В начале 1879 года опера была закончена. Композитор решил предоставить право первого исполнения своего произведения молодежи – ученикам Московской консерватории.

Распределение партий было следующим: Ларина, помещица – меццо-сопрано; Татьяна и Ольга, ее дочери – сопрано и контральто; Филиппьевна, няня – меццо-сопрано; Евгений Онегин – баритон; Ленский – тенор; князь Гремин – бас; ротный – бас; Зарецкий – бас; Трике, француз – тенор; Гильо, камердинер Онегина – без слов.

Репетиции шли успешно, и приблизился день премьеры.
17 (29) марта 1879 года на сцене Московской консерватории состоялась премьера новой оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В этом ученическом спектакле пели артисты, которые впоследствии перейдя на сцену Большого театра, продолжили исполнять ведущие партии в опере. Дирижировал постановкой гениальный композитор, музыкант и основатель Московской Консерватории Антон Николай Рубинштейн

В 1881 году опера «Евгений Онегин» ставится на сцене Большого театра и с тех пор не покидает ее, видоизменяясь и принимая в себя новых талантов – режиссеров, певцов, инструменталистов, художников. Пышно отмечался на сцене Большого театра 1500-й спектакль в 1963 году.


Из всего многообразия отечественных и зарубежных исполнителей партии Владимира Ленского стоит выделить имя знаменитого оперного и камерного певца Леонида Витальевича Собинова (1872 – 1934). Связанно это с тем, что его трактовка лирического героя была столь удачна, что на долгие годы стала эталонной в опере «Евгений Онегин». Сценической и вокальной работе певца подражали, видоизменяли, но ни у кого не получалось создать столь цельного, ясного и живого образа. С чем же это связанно? Постараемся ответить

Вероятно, самым простым для понимания «магии» певца будет утверждение о том, что в нем как в человеке и артисте слились воедино лирические черты – те черты, которые были присущие его героям. В данном случае партия Ленского в трактовке Леонида Собинова, является тем замечательным соединением личного и сценического, что случается довольно редко и присуще подлинным мастерам сцены. И главное, как написала в своих воспоминаниях актриса Валентина Веригина: «С Собиновым пришла на сцену гармония и музыкальная культура».

Леонид Витальевич Собинов блистал в этой партии на сцене Большого тетра более ста лет назад, и нам, ныне живущим, трудно представить, чем было это исполнение Собинова от первых до последних слов. Но в мемуарах современников артиста до нас дошли воспоминания о Собинове. Кто бы ни писал о Леониде Витальевиче, все первым делом вспоминали о созданном им образе Ленского в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Приведем некоторые из них.

Корней Чуковский: «Он не был бы великим артистом, давшим столько счастья любому из нас, если бы ему не было свойственно такое благожелательство к людям. Стиль его искусства был столь благороден, потому что был благороден он сам. Никакими ухищрениями артистической техники не мог бы он выработать в себе такого обаятельно-задушевного голоса, если бы этой задушевности не было у него самого. В созданного им Ленского верили, потому что он и сам был такой: беспечный, любящий, простодушно-доверчивый. Оттого-то стоило ему появиться на сцене и произнести первую музыкальную фразу, как зрители тотчас же влюблялись в него, не только в его игру, в его голос, но главным образом в него самого».

Валентина Веригина: «Собинова я слышала раньше в Ленском. В этой партии он был совершенен. Прекрасная фигура, подлинная грация, поразительная дикция, ясная и благородная, какая-то неожиданно простая речь в пении – все это, не говоря уже о чудесном голосе, было необыкновенно обаятельно… После Собинова нельзя было смотреть и слушать других в партии Ленского»… Голос Собинова не был уникален. Некоторые современные тенора обладали такими же голосовыми средствами или даже большими (например, Дамаев), но никто не мог сравниться с ним. С Собиновым пришла на сцену гармония и музыкальная культура. Тут соединились чудесный голос, безупречная дикция, грация, большой вкус, стройность, обаятельное лицо, ум, культура, пластичность, лиризм и подлинное вдохновение. Что было нужно еще, чтобы покорить всех?».

Описание артиста в партии Ленского, приведенное Валентиной Веригиной в сжатом виде, практически полностью дает ответ на вопрос о том, почему образ Ленского, созданный Леонидом Собиновым в опере «Евгений Онегин» стал эталонным на долгие годы. Но у каждого из зрителей было свое восприятие этого образа. Об артисте в этой партии вспоминали и многие другие выдающиеся представители литературного и театрально мира.

Татьяна Щепкина-Куперник: «Так, когда думаешь о Собинове, – невольно возникает представление о молодости, о весне, о свете. Светлый артист! – хочется сказать о нем. Все образы, созданные Собиновым, всегда пленяли красотой юности и поэтичности…. Прекраснее всех, конечно, был Ленский. Он именно был таким Ленским, каким мы представляем его себе, читая Пушкина: красавец и поэт».

Михаил Кузмин: «У Л. Собинова драгоценнейшим свойством, кроме чисто голосовых редких данных, является колдовская индивидуальность голоса, словно раздающегося в ночной тишине или на воде. Память хранит романс из «Искателей жемчуга», предсмертную арию Ленского, где, словно на широких крыльях, пение разносится в вечернем воздухе… Это отличает его от других, хотя бы и первоклассных теноров… Вильгельм Мейстер, де Грие, Вертер – вот незабываемые типы, данные Собиновым, показанные так, как не было до него и едва ли будут доступны другому артисту».

Доступны ли стали эти образы другим исполнителям? Это совершенно другой вопрос. Образ Ленского в бессмертной опере П. И. Чайковского был многократно воплощен другими не менее выдающимися певцами. Но для того, чтобы создать законченное представление о Леониде Собинове в партии Ленского, предлагаем записи нескольких отрывков из оперы, сделанные на заре звукозаписи.

Первое – ариозо Ленского «Я люблю Вас, Ольга» из первого акта; второе – арию «В Вашем доме» и третье – «Куда, куда Вы удались» из второго акта. К сожалению, воспроизвести звук можно первой и третьей записи. Они осуществлены в Москве в 1910 – 1911 годах звукозаписывающей фирмой «Граммофон» под аккомпанемент оркестра Зейдлер-Винклера. Они были значительно лучше тех, которые были сделаны в 1901, 1902, 1904 годах, но оказались последним в дискографии певца. Больше Леонид Собинов на грампластинки не записывался. Вторую грамзапись певца – «В Вашем доме» на данный момент воспроизвести невозможно из-за крайне неудовлетворительного качества ее звучания. Запись на представленном этикете была осуществлена в 1901 году в Санкт-Петербурге на диск малого формата «миньон» граммофонной фирмой «Граммофон».

 

 

Надо сказать, что Леонид Собинов неоднократно гастролировал в Екатеринодаре. Несколько раз в 1900, 1912, 1925 и 1930 годах артист посещал с концертами наш город. Но об этом в другой раз.

Что советуем вам почитать по данной теме:

1. Отечественные певцы. 1750 – 1917: Словарь / Пружанский А. М. Изд. 2-е испр. и доп. М., 2008.
2. По материалам Полного собрания сочинений А. С. Пушкина в 10 томах, том 5, 1950 г., (из примечаний Б. В. Томашевского).
3. Сто опер. Ред. и сост. Друскин М. С. Изд. «Музыка». Л. 1963.
4. Памяти Елены Нестеровны Хренниковой. Советский артист. № 17, 1941. С. 4.
5. Яковлев В. Избранные труды о музыке: Музыкальная культура Москвы. М., 1983. Т. III. С. 340.
6. Кашкин Н. Д. Императорские оперные театры («Евгений Онегин» в Большом театре! // Московские ведомости. 1900. 5 сент. № 245.
7. Т. Маршкова, Л. Рыбакова. Большой театр. Золотые голоса. М., 2011. С. 893 – 910.
8. Леонид Витальевич Собинов. Письма, статьи, речи, высказывания. Сост. К. Н. Кириленко. М., 1970.