«О, если б мог выразить в звуке…» (к 110-летию выступления Федора Шаляпина в Екатеринодаре)

 

В истории российской культуры есть имена, которые, пережив время, становятся его благими символами. Так бывает, когда имя певца – целая эпохой в искусстве. Одно из таких имен – Федор Шаляпин.

Являясь одним из величайших певцов-исполнителей (1873 – 1938 гг., бас-баритон), Федор Шаляпин создал на отечественной и зарубежной оперной сцене ряд высокохудожественных образов в партиях Бориса Годунова, Олофена, Мефистофеля, Дон Кихота и других. Его сценическая интерпретация как оперного, так и камерного репертуара, не говоря уже о голосе, стали легендой.

13 сентября 1910 г. из Ростова-на-Дону в Екатеринодар летела телеграмма за подписью уполномоченного по устройству концертов К. Я. Смоленского: «Прошу Вашего распоряженья. Предоставить гарантии продавать билеты четырнадцатого кассе тетра». Этой телеграммой город был извещен о том, что концерт прославленного артиста состоится, и билеты на концерт можно приобрести в музыкальном магазине братьев Сарантиди. Концерт Федора Шаляпина в городе ждали более чем полтора года. Еще в 1909 г. певец обещал приехать в город, но тогда эти планы не сбылись.

К этому времени газеты пестрели объявлениями о «концерте солиста Его Величества Федора Шаляпина в Летнем городском театре» и пробном полете на аэроплане «Фарман» летчика А. М. Габер-Волынского. Публика терялась в выборе: идти ли на концерт или предпочесть «высокому искусству» шоу воздухоплавания? Из-из погоды и дополнительных проверок техники пробный полет был отложен на несколько дней, а взбудораженная екатеринодарская публика раскупала «золотые» билеты. Так называемая «шаляпинская» цена билета была высока – 10 руб. кресло первого ряда, 40 руб. – ложа. Несмотря на дороговизну, к восьми вечера 15 сентября Летний театр был полон. Ложи блистали мундирами и шелками, партер переливался драгоценностями и нетерпеливо шумел; огромная толпа тех, кто не попал в зал театра, стояла во дворе, а мальчишки висели на деревьях.

 

 Архитектор нового здания Летнего театра в Городском саду З. П. Коршевец, 1908 г. Зал театра включал в себя: большую сцену с оркестровой ямой, партер, ряд лож и балкон на 1449 основных и 200 дополнительных мест.

Свет медленно погас… На сцене появилась фигура певца, а за ним концертмейстер-пианист и педагог Ф. Ф. Кенеман (еще в концерте принимал участие скрипач Авьерино). Первые несколько аккордов и над притихшей публикой звучит голос певца. Народные песни («Помню, я еще молодушкой была», «Меж крутых бережков Волга-речка течет»), классические романсы («Ночной смотр» М. Глинки, «Два гренадера» Р. Шумана, «Мельник», сатирические песни («Червяк», «Семинарист», «Блоха» А. Даргомыжского) и несколько оперных арий. После антракта члены екатеринодарской городской театральной комиссии поздравили певца с 20-летим сценической деятельности, преподнеся певцу несколько венков с надписью: «Певцу-богатырю. От городской театральной комиссии». Концерт продолжился и долго не мог завершиться, Шаляпин был в приподнятом состоянии духа, вызовам на bis и овациям не было конца. Четыре часа длилось выступление Федора Ивановича, который остался весьма доволен приемом екатеринодарцев. Так закончился день единственного в нашем городе концерта Федора Ивановича Шаляпина.

Далее путь артиста лежал в Кавказские Минеральные воды: дать концерты и отдохнуть.

 

Мы предлагаем вашему вниманию грамзаписи Фёдора Ивановича Шаляпина.

Все представленные грамзаписи выполнены американской фирмой «Victor» в период с 1925 – 1930 гг. Произведения «Очи черные» (старинная цыганская песня) и «Узник» (муз. А. Г. Рубинштейна, сл. А. С. Пушкина) – перезаписи с дореволюционных дисков фирмы «Граммофон». Стихотворение «Грезы» С. Я. Надсона – единственный существующий в записи пример художественного чтения Ф. И. Шаляпина.

 

Ф. И. Шаляпин -Уздник

 

Ф. И. Шаляпин — Очи черные

 

Ф. И. Шаляпин -Грезы. Стих

 

 

#ЛитературныймузейКубани