Лампочка Эдисона в Екатеринодаре

Екатеринодар. Общий вид города. Северная сторона

 

В 1867 г. Екатеринодар стал гражданским городом. Постепенно его облик стал меняться – появились первые двухэтажные здания, деревянные тротуары и начали мостить булыжником улицу Красную. Тогда же Екатеринодар стал освещаться керосиновыми фонарями. Поначалу их было немного и ими были освещены далеко не все улицы города. Заправлять керосином, чистить стекла, зажигать и тушить фонари было трудным делом, а света они давали крайне мало. В городе работали несколько фонарщиков, приписанных к пожарной части.

Дело начало меняться в конце XIX в., когда на смену керосиновым и карбидными фонарям пришло электроосвещение.

В 1891 г. Екатеринодар впервые установили электрическое освещение.

Электроэнергия была подведена к зданию городской больницы (ныне Городская клиническая больница № 1), в которой было подключено сто лампочек Эдисона и освещены два соседних квартала улиц Красной и Длинной. Динамо-машина приводилась в действие двигателем, работавшем на бензине.

Вот что по этому поводу писала екатеринодарская газета «Кубанские областные ведомости»: «Свет от фонарей оказался настолько сильным, что на всем пространстве улицы между перекрестками, где установили фонари, свободно можно было различить лица проходящих людей и все детали освещенных зданий, хотя ночь была совершенно темная и небо покрыто сплошным слоем облаков».

Вся улица Красная была освещена фонарями 4 октября 1894 г.  Фонари стояли через квартал – от городской больницы (ул. Длинная) до городского сада (ул. Мира). Это были шары с лампами системы «Пите и Кричек» мощностью в тысячу свечей. Центральную улицу города освещали двадцать фонарей.

Спустя два месяца была освящена и запущена водоэлектрическая станция на улице Шереметьевской (ныне Красина).

К 1910 г. на улицах Екатеринодара горел сорок один фонарь. Однако этого количества было явно недостаточно.  К сожалению, в дореволюционный период истории Екатеринодара установить электрические фонари по всему городу было не под силу. Когда в 1914 г. городская дума обсуждала этот вопрос, то расчеты затрат на освещение улиц были столь велики, что их установка за счет средств города растянулась бы на 27 лет.

С приходом в город советской власти вопрос электрификации изменился. В конце 1920-х гг. была сооружена дополнительная районная электростанция (на ул. Ставропольской), которая позволила охватить район бывшей Дубинки и станицу Пашковскую; установить фонари в отдаленных районах города.

Окончательно вопрос электрификации города и освещения улиц решился с постройкой в 1954 г. Краснодарской теплоэлектростанции, которая в свое время отмечала границу города и станицы Пашковской.