21 декабря исполняется 129 лет со дня рождения монахини Марии, в миру Елизаветы Юрьевны Скобцовой, по первому мужу Е. Ю. Кузьминой-Караваевой, в девичестве Пиленко, – монахини Западноевропейского экзархата русской традиции Константинопольского патриархата, поэтессы, мемуаристки, публициста, общественного деятеля, участницы французского Сопротивления.
Лиза Пиленко родилась 8 (21) декабря 1891 года в Риге. С 1895 года жила в Анапе, где прошло её детство. Дед будущей поэтессы, генерал Д. В. Пиленко, был начальником Черноморского округа, владевший в Анапе и анапском районе домами и землей, основавший там виноградарство и виноделие. Анапа и Черноморское побережье сыграли особую роль в жизни будущей подвижницы монахини матери Марии. Именно здесь родился её мятежный характер, похожий на «зимнее, бурное, почти чёрное море». Отсюда в Петербург она слала потрясающие по силе чувств письма к Александру Блоку. В 1906 году после кончины отца Лизы её мать Софья Борисовна (урожденная Делоне) переехала с детьми в Петербург. Там Лиза окончила гимназию и поступила на историко-философский факультет высших Бестужевских курсов. В 1908 году она впервые встретила А. Блока, глубокое чувство к которому сохранила на всю жизнь. В 1910 году Елизавета Пиленко вышла замуж за Д. В. Кузьмина-Караваева. В этот период она увлекалась философией, училась живописи и даже участвовала в художественной выставке, писала стихи. В 1912 году вышел в свет первый сборник её стихов «Скифские черепки», в 1915 году – философская повесть «Юрали», в 1916-м – второй сборник стихов «Руфь». Экстерном, на дому у преподавателей, Елизавета Юрьевна сдала экзамены по курсу Петербургской духовной академии.
Расставшись с мужем после рождения дочери Гаяны, Е. Ю. Кузьмина-Караваева почти постоянно жила в Анапе. В феврале 1918 года она исполняла обязанности городского головы Анапы, а с избранием Совета была назначена комиссаром по делам народного образования и здравоохранения. В октябре 1918 года Елизавете Юрьевне предъявили обвинение в сотрудничестве с большевиками, и 2–3 марта 1919 года в Екатеринодаре её судили военно-окружным судом, поэтессе угрожала смертная казнь. Удивительным образом тогда ей удалось избежать трагической развязки. В Екатеринодаре она вышла замуж за члена правительства Кубанской Рады, кубанского казака и учителя Д. Е. Скобцова. В 1921 году Елизавете Юрьевне вместе с семьей, как тысячам других русских людей, оставался один путь – эмиграция. После двух лет скитаний, в 1923 году семья Скобцовых оказалась в Париже.
В марте 1932 года Елизавета Юрьевна приняла постриг под именем монахини Марии, посвятив отныне свою жизнь служению Богу и людям, тем, кто нуждался в помощи. Благотворительная деятельность, помощь и милосердие монахини Марии стали опорой для многих «потерявшихся» на чужбине. Она создала религиозную общественную организацию «Православное дело» и отдавала все свои силы страждущим, доказывая делом заповедь Христа о любви к ближнему.
В годы Второй мировой войны мать Мария участвовала во французском движении Сопротивления, скрывая в своих приютах его участников, выдавая евреям свидетельства о крещении, помогла устроить побег нескольким арестованным детям, тем самым спасла их от гибели. В феврале 1943 года мать Марию арестовали, она попала в концлагерь Равенсбрюк, а её сын Юрий и священник отец Дмитрий (Клепинин) также были арестованы и помещены в концлагерь Бухенвальд, где и погибли в 1944 году.
31 марта 1945 года мать Мария приняла мученическую смерть во имя жизни в концлагере Равенсбрюк, завершив своим подвигом путь русской подвижницы ХХ века.
На Кубани впервые широко о матери Марии заговорили в 1991 году, когда отмечалось 100-летие со дня её рождения. В Анапе под покровительством церкви состоялось открытие и освящение первого, по сути христианского памятника, матери Марии.
Литературный музей Кубани несколько лет вел переписку с Сергеем Владимировичем Пиленко, представителем этого славного рода, троюродным братом матери Марии, который в 2001 году, через много лет приехал в Анапу из Парижа. В Анапском музее (филиале Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына) благодаря стараниям Зои Николаевны Лемякиной создана мемориальная экспозиция, посвященная матери Марии, небольшой комплекс есть и в Литературном музее Кубани.
В январе 2004 года решением Священного Синода Константинопольским Патриархатом монахиня Мария была канонизирована. Одновременно с ней были канонизированы её сын Юрий Скобцов и погибшие вместе с ним Илья Фондаминский и Дмитрий Клепинин. В Париже есть улица матери Марии; в Риге, на доме, где она родилась, установлена мемориальная доска. В Анапе и Краснодаре также чтут память этой великой подвижницы: в музеях, учебных заведениях и общественных организациях проводятся конференции и памятные встречи, посвященные её жизни и творчеству. Мать Мария вернулась на родину, как она и писала в пророческих стихах 1916 года:
Я силу много раз ещё утрачу,
Я вновь умру, и я воскресну вновь;
Переживу потерю, неудачу,
Рожденье, смерть, любовь.
И каждый раз, в свершенья круг вступая,
Я буду помнить о тебе, земля;
Всех спутников случайных, степь без края,
Движение стебля.
Но только помнить; путь мой снова в гору;
Теперь мне вестник ближе протрубил;
И виден явственно земному взору
Размах широких крыл.
И знаю: будет долгая разлука;
Неузнанной вернусь я к вам.
Так, верю: не услышите вы стука
И не поверите словам
Но будет час; когда? – ещё не знаю;
И я приду, чтоб дать живым ответ,
Чтоб вновь вам указать дорогу к раю,
Сказать, что боли нет.
Не чудо, нет; мой путь не чудотворен,
А только дух пред тайной светлой наг,
Всегда судьбе неведомой покорен,
Любовью вечной благ.
И вы придете все: калека, нищий,
И воин, и мудрец, дитя, старик,
Чтобы вкусить добытой мною пищи,
Увидеть светлый Лик.