История одного экспоната. «Виды Кавказа»

15 (27) июля 1841 года отмечается 180 лет со дня смерти великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова. В преддверии этой памятной даты Литературный музей Кубани продолжает серию публикаций, посвященных истории редких экспонатов, связанных с именем М. Ю. Лермонтова в фондах музея-заповедника. Один из них –  цветная фототипия на паспарту из альбома начала ХХ века «Виды Кавказа» фотографа Г. Раева (Кисловодск) с изображением памятника Лермонтову в Пятигорске. Расскажем об истории появления этого памятника и вкладе, который внес известный кавказовед, археолог, статистик, основатель Кубанского войскового этнографического и естественно-исторического музея (ныне Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник) Евгений Дмитриевич Фелицын (1848 – 1903 гг.) в его сооружение.

Еще в конце 1860-х годов прогрессивная общественность России  подняла вопрос об установке в Пятигорске памятника М. Ю. Лермонтову (первого в России). Однако только 23 июня 1871 года последовало Высочайшее соизволение императора на сбор добровольных пожертвований для этой цели. Процесс затянулся на долгие годы. До 1875 года денежные средства поступали в главное управление Наместника Кавказа, а 30 сентября с утверждения Его Императорского Высочества Наместником Кавказа по ходатайству начальника Терской области и наказного атамана генерал-адъютанта  А. П. Свистунова во Владикавказе (центре Терской области) был учрежден специальный комитет по сооружению памятника М. Ю. Лермонтову в Пятигорске, в обязанности которого входили сбор денежных средств и изыскание способов практического осуществления этого проекта. Председателем комитета стал сам начальник Терской области и наказной атаман, генерал-адъютант А. П. Свистунов. Сбор пожертвований в пределах Кубанской области комитет возложил на Е. Д. Фелицына, уроженца Ставрополя, известного ученого, который пользовался большим уважением на Кавказе. В 1878 году из Владикавказа ему были высланы пять подписных листов за подписью председателя комитета.

Образование комитета пришлось на время мощного подъема движения в поддержку забалканских славян и сбора пожертвований в их пользу. Кроме того, начавшаяся война с Турцией также затормозила деятельность по сооружению памятника М. Ю. Лермонтову. До 1 января 1880 года поступления средств были очень незначительными, и комитет принял решение «войти в непосредственные сношения с лицами, стоящими во главе отделов, администрации или разных обществ и учреждений», обратился с письменными заявлениями к губернаторам и начальникам областей, а впоследствии и к попечителям учебных округов о распространении подписки на сбор пожертвований среди населения, а также в среде учащихся и педагогов.

С 1878 по 1880 годы Е. Д. Фелицын собрал по присланным ему подписным листам 110 рублей 34 копейки и препроводил их в комитет для приобщения к капиталу, собранному на сооружение памятника великому поэту. Тогда же на страницах газеты «Кубанские областные ведомости», редактором неофициального отдела которой Фелицын был с 19 мая 1879-го до 1893 года, он опубликовал заметку «О сборе пожертвований в Кубанской области на сооружение памятника поэту Лермонтову», в которой обратился к читателям со следующим призывом: «… Желающие почтить память нашего славного поэта посильными приношениями на сооружение ему памятника могут присылать свои пожертвования или в редакцию «Кубанских областных ведомостей» или на мое имя, или же на имя комитета, в канцелярию Начальника Терской области, в г. Владикавказе».

С 1881 года поступления на сооружение памятника Лермонтову начали возрастать, и к концу 1880-х годов оказалось, что они превзошли все ожидания комитета. Всего по всей России было собрано 54 409 рублей 46 копеек. Таким образом, и наша Кубанская область благодаря Е. Д. Фелицыну внесла свой, пусть и не столь весомый вклад, в увековечение памяти великого поэта на Кавказе. Собранная сумма давала возможность соорудить не скромный монумент, а величественный памятник. Открытие его состоялось 16 августа 1889 года. Автором проекта стал академик Александр Михайлович Опекушин, ранее выполнивший проект памятника А. С. Пушкину в Москве. Скульптор вышел победителем в результате трех конкурсов на этот памятник и проделал большую работу по восстановлению достоверной иконографии образа Лермонтова. Если, приступая к исполнению памятника А. С. Пушкину, Опекушин мог видеть его маску и целый ряд портретов, включая даже скульптурные, то при создании проекта памятника М. Ю. Лермонтову скульптор не только не мог воспользоваться маской (которая не была снята с лица Лермонтова), но и почти не имел его достоверных портретов. Образцом для него служил профильный карандашный портрет поэта, сделанный на Кавказе после сражения при Валерике у Мятлинской переправы участником экспедиции поручиком Д. П. Паленом.

Е. Д. Фелицын среди других гостей присутствовал на открытии памятника в Пятигорске и дал в газете подробную информацию об этом знаменательном событии. Из этой статьи мы узнали о программе торжественных мероприятий и той праздничной атмосфере, которая царила в Пятигорске 132 года назад. Город имел праздничный вид, в соборе была отслужена заупокойная лития и торжественная панихида по убиенному поэту, по окончании которой вся процессия во главе с начальником Терской области и наказным атаманом А. М. Смекаловым, депутатами от войсковых учреждений и обществ с венками двинулись к памятнику. Хор Тенгинского полка исполнил «Коль славен наш Господь в Сионе», а генерал-лейтенант А. М. Смекалов произнес речь. Когда пало покрывало с памятника, воспитанники пятигорских учебных заведений запели гимн «Боже, царя храни». Памятник представлял собой изображение задумчивого поэта в расстегнутом офицерском сюртуке со сброшенной шинелью. Лермонтов сидит на выступе скалы и смотрит на Кавказские горы, которые он с такой любовью воспел. Торжественные речи на открытии памятника с возложением венков к его подножию произнесли инспектор пятигорской прогимназии Л. Г. Лопатинский, полковой командир Тенгинского полка, в рядах которого служил Лермонтов, представитель Одесского учебного округа Боровский. Музыканты Тенгинского полка исполнили марш Лермонтова. Венки к памятнику также преподнесли от города Пятигорска и городской прогимназии, от Владикавказа и Владикавказского реального училища, от осетинского юношества, от дирекции народных училищ Терской области, от редакции «Северного Кавказа». Затем для всех участников торжества был дан завтрак, накрытый в здании пятигорского общественного собрания, который сопровождал оркестр Терского казачьего войска, исполнявший произведения отечественных композиторов на стихи М. Ю. Лермонтова.

Фотограф Г. Раев наряду с другими видами Кавказа, который он много снимал на камеру в начале ХХ века, оставил нам и изображения места дуэли Лермонтова, и памятника работы скульптора Опекушина в Пятигорске, который стоит и в наши дни. Те же, кто бывал в лермонтовских местах Кавказских Минеральных Вод, могут судить, как они выглядели более века назад, в том числе и благодаря замечательным цветным фототипиям Г. Раева, хранящимся в фондах музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына.