История одного экспоната. Доклад Комиссии Совета Родительского Кружка при 1-й Екатеринодарской мужской гимназии о переводных экзаменах

В фондах КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына хранится интересный документ, который вызовет интерес у читателей сегодняшнего дня своей актуальностью. Это Доклад Комиссии Совета Родительского Кружка при 1-й Екатеринодарской мужской гимназии о переводных экзаменах. Согласитесь, тема экзаменов вызывает до сих пор дискуссии. Вот как смотрели на эту проблему более ста лет назад.

Следуя порядку переводных экзаменов в средних учебных заведениях, установленными Циркуляром Министерства Народного Просвещения от 14 февраля 1902 года, ученики, получившие годовую отметку не менее «3», переводились в следующий класс без испытаний. Получившие «2» или «1» допускались к испытаниям по тем предметам, в коих они показали неудовлетворительные результаты.  Так шло до весны 1907 года, когда последовал новый циркуляр, который должен был способствовать поднятию дисциплины и улучшению учебы, а именно переводные экзамены. Но  члены родительского кружка были не согласны с этим и считали, что уровень знаний был невысок и в то время, когда царили переводные экзамены и почти военная дисциплина.

По их мнению, русская средняя школа уже давно не дает своим питомцам основательного знания, не вырабатывает в них самостоятельности и любви к науке, а знание литературы, истории и простой грамотности упало до крайности. Уже давно учащиеся (и их родители) считают иные из предметов ненужными и неважными для всестороннего развития (древние языки, естествознание и близкие к нему),  большинство предметов курса предлагается в такой форме, которая не только не возбуждает интереса к делу, но вызывает одно отвращение. Ученики стали смотреть на такой материал как на ненужную мертвечину, а на самое учение как на постылую барщину.

Родители спрашивают, возможно ли смотреть на экзамены, как на средство проверки знаний учащимися?

Экзамены обычно назначаются в конце учебного года, когда ученики в достаточной степени утомлены знаниями. За 2-4 дня испытуемый должен повторить  весь курс и держать его в голове. Следовательно, даже способный ученик многое усвоит чисто механически. Какое же значение имеет такое знание? На это может последовать возражение, что курс проходился в году, и не надо все выучивать заново. Но ни для кого не секрет, что средние и слабые по способностям ученики к концу года совсем не знают курса и к экзамену должны пройти его заново.

Помимо этой интеллектуальной стороны вопроса, нельзя не признать за экзаменами и вреда в нравственном отношении. Экзамен – это культура страха, чувство неуверенности в себе, боязни за каждое свое слово. Это лотерея, азартная игра, школа лжи, тщеславия, нахальства, хитрости и т.п. Благодаря экзаменационной системе, ученики смотрят на училище, как на поле сражения, на экзаменаторов, как на врагов, а на себя, как на ратников, ведущих борьбу за существование.

Посмотрите, к каким ухищрениям прибегают ученики для обмана учителей. Они пишут формулы, имена и даты на ладонях, на бумажке, приклеенной к карманным часам, к подошве сапога, они подменяют билеты, приглашают посторонних для решения задач. Неудивительно, что при таких условиях из учеников выходят потом люди с двойной нравственностью.

Экзамены оказывают влияние и на здоровье учащихся. Нервное возбуждение их, постоянно поддерживаемое в течение учебного года, благодаря мысли об экзаменах, доходит до крайнего напряжения, граничащего с окончательным нервным расстройством. Задолго до экзаменов ученики становятся рассеянными и невнимательными, теряют аппетит, уменьшаясь в весе, лишаются здорового сна.

Принимая во внимание вышеизложенное, нельзя не прийти к тому заключению, что экзамены не только не приносят никакой пользы для учащихся, но и разрушают их здоровье и нравственность. Поэтому родительский кружок считает необходимым ходатайствовать перед учебным начальством о полной отмене переводных экзаменов, а если это будет признано невозможным, то об оставлении того порядка переводов учащихся из класса в класс, какой был установлен циркуляром от 14 февраля 1902 года.