История одного экспоната

В экспозиции Литературного музея Кубани есть интересный экспонат – лира колёсная, датируемая серединой XIX века. Известно, что лира колесная часто использовалась восточными славянами и, в частности, казаками-некрасовцами. Лира поступила в фонды Кубанского войскового этнографического и естественно-исторического музея еще в дореволюционное время, источник ее поступления нам не известен. Экспонат, находящийся в Литературном музее Кубани, имеет красивые декоративные элементы – выточенного из дерева человечка в шляпе, который держит вращательную ручку, а также рисунки людей эпохи XIX в.

 

 

Колёсная лира — это струнный музыкальный инструмент, по форме напоминающий скрипичный футляр. В Европе известен под разными именами, древнейшее из них — «органистр» — относится к классическому Средневековью (не ранее XIII в.). Древнейшие изображения относятся к XII в.: английская книжная миниатюра (около 1175 г.) и барельеф собора св. Иакова (Сантьяго-де-Компостела (современная Испания), 1188 г.).

 

 

В XII столетии колёсная лира представляла собой громоздкий инструмент, его обслуживали два человека (музыкант и его помощник, который механически вращал ручку). В XIII веке появились облегчённые  инструменты, и колёсная лира быстро распространилась по Европе, став одним из характернейших атрибутов менестрельной культуры Средневековья (* Менестре́ль — термин для поэта-музыканта, профессиональный певец Средневековья).

К XV веку колёсная лира потеряла популярность и стала инструментом нищих и бродяг, зачастую слепых, увечных, исполнявших песни, стихи, сказки под незатейливый аккомпанемент. Но во времена барокко наступил новый расцвет инструмента, и в XVIII веке колёсная лира стала модной игрушкой французских аристократов, увлекавшихся сельским бытом. В настоящее время применяется в народной музыке некоторых европейских стран, в первую очередь Франции и Венгрии.

Письменные сведения о существовании в России колесной лиры относятся к XVII в. (Сказания современников о Дм. Самозванце). Возможно, она была занесена сюда с Украины. На ней играли бродячие музыканты, калики перехожие и слепые, исполнявшие под заунывные звуки своих лир исторические песни, баллады и духовные стихи. Появление лиры на Руси ознаменовало собой закат скоморошества в связи с гонениями со стороны власти и духовенств. До конца прошлого — начала нынешнего столетия лира была на Украине столь популярна, что Н. В. Лысенко даже высказал предположение, что она со временем вытеснит бандуру.

Исполнитель держит лиру на коленях. Внутри корпуса, в нижней его части, находится деревянное колесо (оно насажено на ось, пропущенную сквозь обечайку и вращаемую рукояткой), которое выполняет роль «бесконечного смычка». Через прорезь в деке обод колеса выступает наружу. В лире может быть от 3 до 11 струн расположенных вместе и звучавших одновременно. Одна-четыре отдельных струны издают монотонное гудение.

Звук колёсной лиры мощный, грустный, монотонный, с небольшим гнусавым оттенком. Чтобы смягчить звук, струны в месте контакта с ободом колеса обматывали волокнами льна или шерсти. Качество звучания инструмента также зависело от точной центровки колеса; кроме того, оно должно было быть гладкое и хорошо наканифоленное.

В разное время и в разных странах инструмент называли по-разному: в Германии — Leier, Drehleier; в Англии hurdy-gurdy (хёди-гёди), во Франции — symphonie, chifonie; в Белоруссии — колавая ліра, на Украине — колісна ліра или реля, в Польше — lira korbowa, в Чехии — niněra.

 

 

#ЛитературныймузейКубани