История одного экспоната

Сегодня мы представляем вам экспонаты Литературного музея Кубани — чернильницы.

Эти предметы знакомы современным школьникам только понаслышке. А раньше школьники на уроках чистописания, окуная ручку в чернильницу, выводили с нажимом по прописям:

«Дает корова молоко».

Перо цепляется за «но»,

И клякса черная, как жук,

С конца пера сползает вдруг.

Вместе с чернилами появились маленькие сосуды с крышечками для чернил. Раньше чернильницу называли «чернилица», а еще раньше «каламарь» (от греческого «калам» — заточенные палочки для письма). Делали чернильницы из камня, кожи, рога, глины, или стекла. Отливали из олова, меди, бронзы, серебра и золота. Одни были простыми. Другие украшали,  и они стоили бешеных денег. В средние века очень популярны были подвесные чернильницы. На них делали два ушка, к которым крепили цепочку или шнур. Такие чернильницы удобно было носить с собой.

В 17 веке придумали чернильницы-непроливайки. Это был цилиндрический стаканчик, верхняя часть которого имела форму опрокинутого конуса с небольшим отверстием для ручки. Особая конструкция препятствовала вытеканию чернил при наклоне или переворачивании.

Часто в наборах для каллиграфии в комплекте с чернильницей можно было увидеть баночку для песка, которым посыпали написанное, чтобы быстрее сохло. Это было до того времени, как широко стало использоваться пресс-папье (о нем мы уже рассказывали вам раньше) и промокательная бумага (промокашка).

В нашем музее есть такой канцелярский набор, в котором есть чернильница и баночка для письма. Они стоят рядом на красивой мраморной подставке серого цвета. Также в этот набор входит перьевая ручка со вставочкой с очень интересной отделкой, а еще пресс-папье. Конечно, такой набор стоил довольно дорого, и стоял он, скорее всего не на столе у школьника.

Сегодня современные школьники любят покупать школьные принадлежности особой, детской тематики. Например, ластик в виде фигурки животного, яркая цветная линейка, точилка в форме ракеты и т.д. А у гимназиста на столе была чернильница, предназначенная для детей. И такая чернильница есть в нашем музее. Простая стеклянная баночка стоит в специальном углублении на металлической подставке. И рядом с баночкой фигурка слоненка. За эту фигурку можно взяться, чтобы переставить чернильницу на другое место.

А из чего раньше делали чернила? В далеком Египте первые чернила замешивали на саже или красной земле. От нее пошло название Красного моря. Сажу добывали из сжигаемых корней папируса. Это было первое безотходное производство. Сажу затем смешивали с растворенной камедью – загустевшим соком на ветвях вишни.

А в нашей стране из чего состояли чернила? Помните строки из басни И. А. Крылова?

Свинья под дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала…

А знаете ли вы, что дает дуб, кроме желудей? Конечно, ценную древесину, кору, с помощью которой дубят кожи и которую используют в медицине как вяжущее средство. А раньше применяли еще и дубильные орешки-галлы — наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Эти орешки больше известны под названием чернильных. Из них выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея — получались чернила, которые хорошо держались на пере, а написанное ими приобретало красивый блеск. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Правда, эти чернила имели один, но довольно существенный недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10—12 часов, а до этого текст был почти бесцветен. Это, естественно, затрудняло процесс письма.

В другом, более древнем рецепте чернил опять не обошлось без дуба: «Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде… а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового». Именно такими чернилами писали на Руси с XV века. «Преданья старины глубокой» дошли до нас именно благодаря стойкости этих чернил из «щей покислей».

А вообще раньше существовало множество рецептов чернил. Широко применялись чернила каштановые (из отвара кожуры зеленых каштанов), из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов, даже из черники. Постепенно путем экспериментирования были изобретены чернила анилиновые. Это разведенный в воде синтетический краситель.

Есть пословица: «Что написано пером, не вырубишь топором». И действительно, уничтожить написанное хорошими чернилами очень трудно.