История одного экспоната

16 сентября  1747 года родилась Наталья Кирилловна Загряжская — фрейлина Екатерины II. Будучи знакомой и свойственницей А. С. Пушкина она стала одним из прообразов «Пиковой дамы».

 

Н. К. Загряжская. Акварель П. Ф. Соколова, 1821

 

В письме к своей невесте, Наталье Николаевне Гончаровой, в июле 1830 года Александр Сергеевич Пушкин рассказывает о посещении Загряжской:

 

«»Приезжаю, обо мне докладывают, она принимает меня за своим туалетом, как очень хорошенькая женщина прошлого столетия и долго расспрашивала о маменьке, о Николае Афанасьевиче, о Вас, повторила мне комплименты Государя на Ваш счет.

— Это вы женитесь на моей внучатой племяннице?

— Да, сударыня.

— Вот как. Меня это очень удивляет, меня не известили, Наташа ничего мне об этом не писала… а теперь, когда мы породнились, надеюсь, сударь, что вы часто будете навещать меня…

Мы расстались очень добрыми друзьями»».

 

С тех пор Пушкин часто стал посещать Загряжскую, он любил слушать её воспоминания. Девять таких рассказов, записанных со слов старухи, вошло в его сборник «Застольные беседы».

Близкий друг Пушкина Павел Воинович Нащокин отмечал, что в образе старой графини из повести «Пиковая дама» помимо княгини Н. П. Голицыной нашли воплощение черты Натальи Кирилловны Загряжской. Пушкин признавался Нащокину, что в образе графини: «Ему легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее».

Известно, что у Старухи из «Пиковой дамы» существует несколько прототипов. Сам сюжет повести был подсказан Пушкину молодым князем Голицыным, который, проигравшись, вернул себе проигранное, поставив деньги по совету бабки на три карты, некогда подсказанные ей Сен-Жерменом. Эта бабка — известная в московском обществе «усатая княгиня» Н. П. Голицына, урождённая Чернышёва, мать московского губернатора Д. В. Голицына.

 

Княгиня Голицына на портрете работы Б.-Ш. Митуара (1810-е)

 

Повесть «Пиковая дама» писалась Пушкиным в Болдинский период (осенью 1833). В связи с ее публикацией А. С. Пушкин даже писал: «Моя „Пиковая дама“ в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза» (апрель 1834).

В выставке Литературного музея Кубани «Искусство кубанской книжной иллюстрации» представлены  два экспоната – картины «Московская Венера» и «Старая графиня» авторства Владимира Александровича Глуховцева. В.А. Глуховцев – краснодарский художник, работающий в уникальных техниках (ксилография, офорт, монотипия), важное место в его творчестве занимает иллюстрация произведений русских классиков.

 

В.А. Глуховцев. Московская Венера. По мотивам повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 1993 г. Монотипия.

В.А. Глуховцев. Старая графиня. По мотивам повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 1993 г. Монотипия.

 

Посетители выставки «Искусство кубанской книжной иллюстрации» могут также увидеть серию ксилографий к книге Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», ксилографии к книге М. Ю. Лермонтова «Поэмы», О. Л. Опрышко «По тропам истории», серии офортов к новеллам Сервантеса, серии монотипий по мотивам И.-В. Гёте «Венеция. 1970». Владимир Александрович также оформлял книги кубанских писателей: В. Б. Бакалдина, В. П. Бардадыма, Т. Д. Голуб, В. И. Лихоносова, В. Г. Сааковой и др.

 

 

#ЛитературныймузейКубани