Аркадий Алексеевич Первенцев. Страницы фронтовой биографии

 

«Вместе жили, Родине служили острое перо и автомат…», – так писал о фронтовых корреспондентах поэт Алексей Жаров. На фронт ушли более 1000 советских писателей, треть из них не вернулись с войны. Они сражались за Родину оружием и словом. Писатели, ставшие на время Великой Отечественной войны военными корреспондентами, были в гуще страшных событий. Благодаря их таланту, запечатленному на пожелтевших страницах газет, мы можем представить, какой ценой далась Победа. Война стала тем периодом в истории литературы и журналистики, когда все устоявшиеся жанры, стили, тематика подчинились одной центральной теме – объединению всех сил во имя достижения Победы. Творчество, вдохновение, талант стали такими же средствами борьбы, как боеприпасы и техника. Мастера слова создали произведения в различных стилях и жанрах (письма с фронта, статьи, стихотворения и др.), но больше всего во время войны произошел бурный взлет малых жанров – публицистической статьи, очерка, рассказа. Военными корреспондентами в годы Великой Отечественной войны были К. Симонов, Б. Горбатов, А. Твардовский, И. Эренбург, М. Джалиль, М. Шолохов, С. Борзенко, В. Вишневский, Н. Денисов, Л. Озеров и многие-многие другие.

Мы расскажем о фронтовой судьбе нашего земляка, крупного советского писателя, драматурга, киносценариста, общественного деятеля Аркадия Алексеевича Первенцева, большой комплекс материалов которого находится в экспозиции Литературного музея Кубани и в фондах музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына.

26 января 2020 года отмечалось 115-летие со дня рождения писателя. Совместно с Государственным архивом Краснодарского края в Литературном музее Кубани было проведено памятное мероприятие, на котором присутствовала внучка А. А. Первенцева Ирина Владимировна, специально приехавшая из Москвы. Она передала музею переизданные произведения своего деда и другие материалы.

Еще перед Великой Отечественной войной одновременно с работой над романом «Над Кубанью» А. А. Первенцев работает над пьесой «Крылатое племя» – о летчиках, готовившихся к схватке с фашизмом. Многих из этих прославленных асов он знал лично, некоторые стали его близкими друзьями. Когда пришла война, эта пьеса – одна из первых на военную тему, уже в августе 1941 года появилась на сцене Центрального театра Красной Армии в постановке руководителя театра, известного режиссера Алексея Попова. Пьесу наряду со столичной публикой шли смотреть наскоро сформированные  армейские батальоны. На притеатральной площади (ныне площадь Суворова) их ждали грузовики с камуфлированными покрытиями. Выходя со спектакля, бойцы грузились в машины и отправлялись на фронт, который уже приближался к столице. Пьеса вселяла уверенность в грядущей победе, в то, что люди и промышленность выстоят и победят.

С первых дней войны писатель стал специальным корреспондентом «Известий», потом «Красной звезды», сотрудничал с газетой «Красный флот». Материалы для своих произведений он черпал не из сводок и не в оперативных отделах штабов, а непосредственно на передовых позициях, часто деля с солдатами и офицерами будни и быт боевой обстановки. Весной 1942 года редакция «Известий» командировала А. А. Первенцева на Южный фронт. Писатель почти всё время был на переднем плане, в блиндажах и окопах, близко общался с солдатами, изучал их быт, фронтовые дела. Он принимал участие в боях за Крым и Кавказ, в освобождении Новороссийска, Керчи, Феодосии, Севастополя. С кубанских аэродромов он летал на морских бомбардировщиках к стенам сражающегося Севастополя, и как боевое донесение – его репортаж «Ночь над Севастополем». Вместе с наступающими частями Красной Армии он входил в освобожденный Новороссийск, в рядах Приморской армии штурмовал Крым, брал интервью у председателя горсовета Севастополя в первый день освобождения города.

2 июля 1942 года самолет ЛИ–2 с писателями Аркадием Первенцевым и Евгением Петровым возвращался из Краснодара в Москву. Уходя от неприятельских истребителей, он врезался в землю. Многие члены экипажа, в том числе и Е. Петров, погибли.

 

 

Первенцев с тяжелыми ранениями головы, рук, ног, позвоночника, чудом остался жив. Несколько долгих месяцев писатель излечивался от полученных ран, а потом снова возвратился на Южный фронт, где готовился десантный бросок на Крым.

На материалах фронтовых наблюдений писателем были созданы книги: «Гвардейские высоты», «Девушка с Тамани», «Люди одного экипажа», «Комсомольский пикет», «Огненная земля» и др. Во фронтовой и центральной печати регулярно выходили его статьи, очерки и рассказы: «Ночь над Севастополем», «Орлы дальних полетов», «Валька с торпедной ‘‘девятки’’», «Железный батальон» и др.

На Урале писатель собирал материал о тружениках тыла, кующих на заводах Урала оружие для воюющей страны. В 1942 году вышел его сборник «По Уралу», объединивший документальные рассказы о героизме тех, кто стоял у станков, кто спускался в угольные шахты. Людям советской индустрии в первый год войны также посвящен его роман «Испытание».

Боевые заслуги писателя были отмечены орденом Отечественной войны I степени, медалями «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа» и др. О той войне в очерке о маршале А. И. Еременко, своем друге, написанном уже в послевоенные годы, он сказал: «Началась не просто война, а смертельная схватка двух полярно противоположных миров, а в этой борьбе пока еще с туманным финалом, центральное место обязаны были занять всё же люди, не механизмы, не штабные планы с самыми шикарными  названиями, а люди, вот такие, простые в своём  земном существовании, рожденные в саманных или бревенчатых избах, выкормленные жёваным ржаным хлебом, дети крестьян и рабочих, с обостренным чувством родины и прежде всего русские в том широком понимании  национальности, какое свойственно только советским людям, украинцам, белорусам и даже татарам, или чувашам, гордившимся принадлежностью к общему горю новой, близкой им России».

24 июня 1945 года А. А. Первенцев присутствовал на легендарном параде Победы. В музее хранится его пригласительный билет на Красную площадь.

 

 

Осенью 1945 года писатель, спецкор газеты «Известия», участвовал в Бельзенский (Люнебургском) процессе над фашистскими военными преступниками.

 

 

Бельзенский процесс – первое крупное судебное разбирательство послевоенных лет. Позже, в Берлине Аркадий Первенцев собирал свидетельства обвинений среди бывших узников концлагеря. В результате им была написана гневная статья «Неопрошенные свидетели». В первый год после войны А. А. Первенцев создал пьесу «Южный узел», посвященную большой исторической битве за Крымский полуостров 1943 – 1944 годов. Это была очень сложная задача – показать на театральной сцене узловые моменты этой боевой операции и реальных исторических персонажей. В 1947 году пьеса «Южный узел» была поставлена на сцене Центрального театра Красной Армии. В этом же первом послевоенном году вышел его роман «Честь смолоду», посвященный советской молодежи, тем, кто выстоял в суровых военных испытаниях. Таким образом, тема Великой Отечественной войны, военных и трудовых подвигов нашего народа в тылу была ведущей в творчестве писателя.

 

#ЛитературныймузейКубани