120 лет краснодарскому трамваю

 

В конце XIX века по всей России возникают городские трамвайные ветки на электромеханической тяге. На смену медлительным «конкам» (трамваям на конной тяге) пришел новый тип трамвая, популярный и по сей день вид общественного транспорта.

В это время в г. Екатеринодаре вопрос об устройстве общественного транспорта возник особенно остро. Город рос, разрастался вширь, появлялись новые предприятия и новые районы частной застройки, которые нужно было связать единой транспортной магистралью.

Вначале по центральной улице Красной планировалось пустить трамвай на конной тяге. Долго искали компанию, готовую построить трамвай в кредит городу. Поиски концессионера заняли почти десять лет. За это время прогресс в развитии электромеханических двигателей сделал возможным приобретение на прежних условиях кредита новый тип трамвая (стоимость строительства к 1897 г. составляла 400 тыс. рублей). Таким предприятием стала «Генеральная компания тяги в Париже». Но в 1898 г. она уступила концессию другому предприятию – бельгийскому акционерному обществу «Компании тяги и электричества». По условиям составленного контракта бельгийская компания должна была устроить «на свой счет и риск сеть городских электрических дорог с подвижным составом и всеми принадлежностями к ним». За это трамвайным парком и прибылями с него владела компания, отчисляя городу 3% годового дохода в течение 40 лет, поле чего трамвай должен был перейти в собственность города (в 1920 г. договор с бельгийским обществом был аннулирован и трамвай перешел к новой власти рабочих и крестьян).

 

 

Первый пробный выезд «бельгийского» трамвая по улице Красной состоялся в воскресенье 10 декабря 1900 г. Смельчаки города опробовали новый вид общественного транспорта, состоявший из пяти вагонов. По этому поводу газета «Кубанские областные ведомости писала»: «Трамвай пришелся по душе екатеринодарцам… Чуть ли не все городское население перепробовало удовольствие езды, катаясь взад и вперед по нескольку раз по его путям». Стоимость проезда с правом пересадки ровнялась 5 копейкам.

Регулярное движение трамвая началось днем позже, с 7.30 до 22.00 часов. На тот момент это была единственная ветка от здания нынешнего трамвайно-троллейбусного управления по улице Екатерининской, затем по Красной до улицы Новокузнечной. Впоследствии трамвайные пути были продлены до городского железнодорожного вокзала; до станицы Пашковской (от улицы Гоголевской), а перед Первой мировой войной обсуждался вопрос о соединении города со станицей Старокорсунской, которое так и не состоялось.

Екатеринодарский электромеханический трамвай бельгийской компании был 15-й в России. За первый год работы его небольшая линия (5 верст) перевезла 2,5 миллиона пассажиров!

В 1949 г. трамвайные пути были перенесены с улицы Красной на улицу Коммунаров, реконструированы другие линии, которые приобрели нынешние направления движения. Для этих целей было организованы воскресники, в которых приняло участие несколько тысяч краснодарцев. Участникам переноса трамвайных путей были вручены памятные благодарности от городского комитета партии и горисполкома.

 

 

Сейчас трамвайный парк Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления составляет 270 трамваев. В 2020 – 2021 гг. планируется пополнить трамвайный парк 56 новыми вагонами.

 

#ЛитературныймузейКубани #ЛМК #Краснодар #Екатеринодар